Суворов Александр Васильевич

доктор психологических наук,
действительный член Международной академии информатизации при ООН



Электронная почта:
asuvorov@yandex.ru


Присоединяйтесь к сообществу Александра Суворова в Facebook


Александр Суворов в Живом Журнале

       

Дурная привычка

Пришёл отклик на рассылку о слепоглухорождённых:

«В немецком документальном фильме о слепоглухих, назывался он, если мне не изменяет память: „Земля темноты и тишины“, говорится об обучении двух слепоглухорожденных братьев близнецов. В фильме говориться о том, что несмотря на то, что братья смогут грамотно строить фразы они никогда не поймут такие абстрактные понятия как любовь и т.п. Вот ссылка на этот фильм ( „Земля тишины ...“) с русскими титрами. http://my.mail.ru/mail/wedeaf/video/399/427.html»



Я был бы благодарен за сценарий этого фильма.
Что касается «абстрактных понятий», то, прошу прощения, у тех, кто так рассуждает, каша в голове! Тоже мне, абстрактное понятие нашли — любовь! Уж она-то, как ни крути — весьма конкретное чувство.

Как-то в Загорском ещё детдоме я захотел сказать маленькой слепоглухой девочке, что я её люблю. Словарь её тогда был весьма ограничен (сейчас она свободно читает книги), а я не владею жестовым языком. Обратился за помощью к учительнице. Она показала жест — символический поцелуй кончиков пальцев раскрытой правой ладони. Прикоснуться пальцами к губам. Я сделал это — и девочка со смехом убежала. Не подходила несколько дней.

И вообще, вопросы зрячеслышащих о доступности слепоглухим «абстрактных понятий» — весьма абстрактны. Я как-то передал этот вопрос, заданный мне студентами философского факультета Киевского университета, бывшему куратору нашей группы слепоглухих студентов, ныне доктору психологических наук, профессору, академику, автору учебника «Возрастная психология», Людмиле Филипповне Обуховой. Она ответила прямо в ильенковских традициях: — Дело не в том, чтобы научить мыслить абстрактно, а в том, наоборот, чтобы научить мыслить именно конкретно. Абстрактно-то слепоглухие мыслят, если вообще мыслят, с самого начала... Этому учить не надо.

Мыслить абстрактно, то есть отвлечённо — значит отвлекаться от действительности, довольствуясь абстрактно-общими иллюзиями, абстрактно-общим, как я его назвал в своих стихах, «любимым вздором». Это ложное, неадекватное, иллюзорное, насквозь фетишизированное, основанное на поклонении тем или иным идолам, «мышление» (именно, только в кавычках). Слепоглухота «отвлекает» — дальше некуда. Задача в том как раз, чтобы научиться конкретно ориентироваться и действовать в окружающей тебя реальности. Преодолеть изначальную «абстрактность» — одиночество. Склеп.

А от манеры болтать ни о чём и нелепой гордости этой абстрактной болтовнёй, как якобы высшей формой мышления — полезно бы отвыкнуть всем, у кого есть эта дурная привычка.

Если бы математики мыслили абстрактно, вряд ли бы сделаны были многие, если не все, астрономические и физические и другие открытия. Математики мыслят очень конкретно, и нам их мышление кажется абстрактным только потому, что мы так не умеем. В своих работах по диалектической логике, да и в других, едва ли не каждый раз, как встретится слово «понятие», Ильенков поясняет: то есть понимание сути дела. Понятие — это не термин, не наклейка, не ярлык. Это — понимание сути дела. И когда это дошло до меня — я понял суть философского дела. И научился применять философские понятия в жизни. Вырабатывать и применять конкретные понятия о конкретной реальности.

В абстрактно-общих представлениях объединяются одинаковые признаки, а неодинаковые отбрасываются — вот вам и «абстрактное понятие». Наоборот! Конкретное, как формулирует Ильенков в своей книге «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышленрии», — это «единство во многообразии». Формулировка восходит к Марксу и далее к Гегелю. Задача, иными словами, в том, чтобы ухватить единство — суть дела — в многообразных явлениях реальности. И в итоге получиить о нём, составить конкретное понятие. А абстрактных понятий на самом деле не бывает. Бывают — абстрактно-общие представления, от коих лучше избавляться. Подведут, если попробуем в жизни применить.

Абстрактно-общими представлениями оперирует тот, кто мыслить не умеет. А кто умеет мыслить, тот оперирует конкретно-всеобщими понятиями. Общее и всеобщее — это вовсе не одно и то же. Это противоположности.

Ладно, отсылаю к сайту «Читая Ильенкова», ссылки не знаю, но желающий легко найдёт по контекстному поиску, а меня обеспечивает материалами этого сайта его создатель и владелец, доктор философских наук, профессор, Андрей Дмитриевич Майданский. Диалектика абстрактного и конкретного — это один из самых обсуждаемых, центральных философских сюжетов в творчестве Ильенкова, и лучше читать первоисточник, а у меня есть другие дела, нежели, например, ухлопать весь вечер на бездарный, потому что наспех, пересказ ильенковских идей. Мне пора ужинать и вечерние таблетки от диабета пить... И свечку жечь за ужином, думая о моём названном сыне, который сейчас в горах, и желая ему всяческого благополучия. Это одно из проявлений «абстрактной» любви... Бог — с Богом, Бог — с Верой, Бог — с философией, Бог — с логикой, Бог — со всем на свете, — но когда я в тревоге за своего мальчика, я готов и свечку за его благополучие поставить. Мне так спокойнее. И мне представляется, что он где-то там, в горах, устойчиво светится, как та самая свеча...

Это уже поэзия. Тоже, между прочим, конкретно-всеобщая штука, порождённая конкретно-всеобщим (а ни в коем случае не абстрактным!) чувством — любовью. И конкретно-всеобщим страхом за наше с сыном хрупкое благополучие в этом безумном абстрактно-раздёрганном мире.

С уважением,
Александр Васильевич Суворов.
6 апреля 2014.




Тот, у кого каша в голове просит опубликовать в переписке главу «Что такое любовь» из книги слепоглухой Элен Келлер, История Моей Жизни, пусть все люди почитают.
Элен Келлер, История Моей Жизни





Меня спросили о случаях обучения слепоглухорождённых. Я, не будучи специалистом тифлосурдопедагогом, честно ответил, что случаев таких не знаю, и отослал за примерами в Сергиево-Посадский детдом. Один из моих виртуальных друзей сообщил, что видел немецкий фильм про слепоглухорождённых близнецов, которым, как сказано в фильме, недоступно такое «абстрактное понятие», как любовь. Я возмутился: ничего себе «абстрактное понятие»! — и заодно пояснил наспех диалектику абстрактного и конкретного по Ильенкову. Тогда мой виртуальный друг попросил опубликовать отрывок из книги Элен Келлер «История моей жизни». Я его просьбу мгновенно выполнил, ничего от себя не добавив. И вот сейчас получил восторженный отклик на текст Элен Келлер с горячей незаслуженной благодарностью за него в мой адрес, — я-то при чём, отрывок ведь прислал для публикации другой человек...
Вот, ниже подписи — этот отклик. Имя автора без его разрешения не называю, а текст ничего личного не содержит.
А.В.Суворов. 8 апреля 2014.


Дорогой Александр Васильевич!
Какой прекрасный текст Элен Келлер Вы прислали! Спасибо огромное! Меня внезапно озарило, что слепоглухие люди могут чувствовать любовь более тонко и истинно, чем зрячеслышащие. Мысль, наверное, банальная, но зрячеслышащий осваивает это чувство подражая, но не чувствуя, особенно поначалу.
«сладость, проникающая повсюду» — поразительные слова. «Без любви ты не была бы счастлива и не хотела бы играть» — невероятно! и как очевидный итог: "«связи между моей душой и душами других людей». Это так просто! Не надо ничего вымучивать, сверяться с правилами, что есть истинная любовь. Все в тысячу раз проще:
если ты чувствуешь связь с душой другого, чувствуешь сладость, разлитую повсюду, если ты хочешь играть, значит ты любишь. И это так часто бывает, почти всегда! Человек гораздо чаще счастлив, чем он осознает это. Человек почти всегда в любви. В моем личном словаре любовь — это клейкие листочки, распускающиеся весной, это горьковатый запах и чувство сопричастности остающееся на пальцах, трогающих эти листочки.





Здравствуйте, дорогой Александр Васильевич.
В связи с Вашей «публикацией» фрагмента книги Элен Келлер и его обсуждением, решил поделиться результатом своего «поэтического» творчества на ту же тему (2012 г.).
До свидания. М. Ширман.




Эта любовь Жак Превер (перевод М. Кудинова)
Эта любовь
Такая неистовая,
Такая хрупкая,
И такая нежная...
Эта любовь
Такая хорошая
И безбрежная,
Как небосвод голубой
И такая плохая,
Словно погода,
Когда погода бывает плохой...
Эта любовь,
Такая верная,
Радостная и прекрасная...
Эта любовь
Такая несчастная,
Словно ребенок, заблудившийся в глуши,
И такая спокойная,
Словно мужчина, которого ничто не страшит...
Эта любовь,
Внушавшая страх,
И заставлявшая вдруг говорить
И томиться в печали.
Любовь безответная,
Потому что мы сами молчали...
Любовь оскорбленная, попранная и позабытая,
Потому что мы сами ее оскорбляли,
топтали ее, забывали...
Любовь вся как есть.
И в конце и в начале,
Вечно живая,
Вечно новая,
Озаренная солнцем
Лицом обращенная к вечной надежде.
Она твоя,
Она моя,
И того, кто еще не родился,
И того, кто был прежде,
Она, как трава достоверна,
Трепещет как птица,
Пылает, как жаркое лето,
И с тобою мы можем уйти
И вернуться,
Уснуть и проснуться,
Забыть, постареть
И не видеть ни солнца, ни света...
Можем снова уснуть,
И о смерти мечтать,
И проснуться опять,
И смеяться опять,
Остается любовь!
Как ослица, упряма она,
Горяча, как желанье,
Жестока, как память,
Глупа, как раскаянье,
Холодна, словно мрамор,
Прекрасна, как утро,
Нежна и прекрасна,
И кажется хрупкой и зыбкой
И снами она говорит,
Не говоря ничего,
И в глаза наши смотрит с улыбкой
И, охваченный трепетом,
Я ее слушаю,
Я ей кричу,
О тебе ей кричу,
О себе
Умоляю ее.
За тебя, за себя, и за тех, кто любил,
И за тех, кто еще не любил,
И за всех остальных,
Я кричу ей:
Останься!
Будь там, где ты есть,
И где ты раньше была,
Умоляю, останься,
Не двигайся, не уходи!
Мы, которые знали тебя,
О тебе позабыли,
Но ты не забудь нас!
Одна ты у нас есть на земле!
Так не дай нам холодными стать
С каждым днем удаляясь все дальше и дальше,
Знак подай,
Улыбнись нам,
Неважно откуда,
И позже
Средь зарослей памяти
В темном лесу ее
Вдруг проявись,
Протяни нам руку свою
И спаси нас


М. Ширман Переработка (перевод М. Кудинова считаю подстрочником)
Эта любовь – неистовая и нежная…
Эта любовь – такая безбрежная,
Как небосвод голубой
И как звёздный шатёр над тобой!

О любовь! Лишь одна ты у нас на Земле.
Ты не можешь уйти,
Даже если уходишь всё дальше…
Ты – заря в нашей тяжкой
                                      предутренней мгле!
Словно Феникс, лети,
Исцеляя от злобы и фальши!

Не сложишь любовь из частей,
                             и на части она неделима.
Скрепляет она
                      человеческий род воедино –
От первых времён
                      и до наших мятущихся дней –
И все поколенья
                       находят бессмертие в ней. 

О любовь! Мы забыли тебя
                             в нашем детстве, давно…
Разбегаемся мы,
Точно звёзд и галактик скопленья.
Где мы были – там пусто, недвижно, темно…
И лишь ты – среди тьмы.
Но ты вновь нас найдёшь –
                     и начнётся времён продолженье.
10 мая 2012 г.




© А.В.Суворов